Посадки подшипников

Правильный выбор посадки колец подшипников на вал и в корпус является важным условием нормальной работы подшипников.

Установлено, что незначительное ослабление посадки или появление зазора между внутренним кольцом и валом снижает долговечность подшипника.

Характер сопряжения подшипника с валом и корпусом зависит от величины и направления нагрузки, динамики работы механизма и многих других факторов.

ГОСТ 3325-85 (СТ СЭВ 773-77) устанавливает поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов механизмов под подшипники качения, отвечающие следующим условиям:

1) валы должны быть сплошными или полыми толстостенными;

2) материал валов - сталь;

3) материал корпусов - сталь или чугун;

4) подшипники при работе не должны нагреваться до температуры более 100° С.

Поля допусков обеспечивают по внутреннему и наружному диаметрам подшипника посадки с зазором, переходные посадки и с натягом. Условия работы внутренних и наружных колес в основном зависят от того, вращается или не вращается данное кольцо относительно действующей радиальной нагрузки. В соответствии с этим различают три основных вида нагружения колец: местное, циркуляционное и колебательное.

1. Местным нагружением кольца называют такой вид нагружения, при котором действующая на подшипник результирующая радиальная нагрузка постоянно воспринимается одним и тем же ограниченным участком дорожки качения этого кольца и передается соответствующему участку посадочной поверхности вала или корпуса.

2.Циркуляционным нагружением кольца называют такой вид нагружения, при котором действующая на подшипник результирующая радиальная нагрузка воспринимается и передается телами качения в процессе вращения дорожки качения последовательно всей посадочной поверхности вала или корпуса.

3. Колебательным нагружением кольца называют такой вид нагружения, при котором неподвижное кольцо подшипника подвергается одновременному воздействию радиальных нагрузок, постоянной по направлению и вращающейся. Их равнодействующая совершает периодическое колебательное движение.

В зависимости от вида нагружения подшипников рекомендуются поля допусков на валы и корпуса, приведенные в табл. 29.

В ГОСТ 3325—85 в приложении приведены рекомендуемые поля допусков для установки подшипников качения на вал и в отверстие корпуса в зависимости от конструктивной разновидности подшипников, диапазона диаметра отверстия подшипников и класса точности, вида нагружения, режима работы и конструкции машины или механизма.

В редукторах широко применяется посадка Н7/k6.

Таблица 29

Поля допусков для посадочных поверхностей валов и корпусов

Посадки подшипников

Примечание. Для упорных подшипников при посадке на вал поле допуска js = 6.

Смотрите также