Установка подшипников качения на валах передач с косозубыми колесами

На валы цилиндрических передач с косозубыми колесами устанавливают подшипники, воспринимающие осевые и радиальные нагрузки. При угле наклона зубьев до 9° устанавливают однорядные шариковые подшипники одно- и двухрядные конические роликоподшипники и сферические радиальные роликоподшипники. При больших углах наклона зубьев устанавливают однорядные конические роликоподшйпники с углом контакта свыше 25° или шариковые радиально-упорные подшипники с углом контакта 26° и больше.

В двухступенчатом редукторе (лист 14, рис. 1) устанавливают радиальные однорядные шарикоподшипники. Для предупреждения защемления подшипника предусматривают зазор между торцом наружного кольца подшипника и крышкой. Заданная величина зазора достигается шлифованием торца крышки или установкой прокладок между крышкой и наружным кольцом подшипника. Величина зазора примерно 0,0015 l, где l — расстояние между подшипниками.

В трехступенчатом редукторе устанавливают однорядные конические роликоподшипники (лист 14, рис. 2). Регулирование осевого зазора в конических подшипниках должен производить квалифицированный монтажник. Необходимо иметь в виду, что установка конических подшипников допускается при расстоянии между ними не более 500 мм, допускается и до 600 мм. но при условии, что температура валов не должна превышать 70 °С. При этих условиях в инструкциях по монтажу необходимо указывать, что установка подшипников производится с наибольшим допустимым осевым зазором. При дальнейшем увеличении расстояния между подшипниками линейное удлинение вала при нагревании может поглотить все осевые зазоры в подшипнике, что приведет к заклиниванию роликов и повреждению подшипника.

В зубчатых передачах при окружных скоростях быстроходной ступени менее 2...3 м/с при смазывании зацепления разбрызгиванием масло может не попадать на подшипники второго и третьего валов. В таких случаях применяют раздельное смазывание подшипников и зацепления (лист 14, рис. 3).

При раздельном смазывании полости подшипников отделены от масляной ванны редуктора врезными крышками с лабиринтным уплотнением. В подшипники закладывают пластичную смазку через отверстие в крышке подшипника (см. разрез Б—Б).

В редукторах с косозубыми зубчатыми колесами шириной Ъ больше 0,4аw, изготовленными из высокопрочных сталей, однорядные конические роликоподшипники недолговечны. В таких случаях применяют двухрядные конические подшипники, которые позволяют создавать технологичную конструкцию (лист 14, рис. 4).

При установке конических двухрядных роликоподшипников необходимо надежное закрепление внутренних колец подшипников в осевом направлении, для чего применяют две гайки с мелкой метрической резьбой и дополнительное стопорение. При больших расстояниях между подшипниками в косозубых передачах один двухрядный конический подшипник закрепляют, а второй - остается плавающим. Установка конических подшипников в редукторах с косозубыми передачами позволяет применять наименьшее число деталей для их осевого крепления. Конические однорядные подшипники не требуют крепления на валу внутреннего кольца, так как в силу конструктивной особенности подшипника оно не может перемещаться вдоль вала.

Большинством изготовителей одно-, двух- и трехступенчатых редукторов общего назначения принята установка валов на однорядных конических подшипниках.

Смотрите также