Крепление колец подшипников на валу

Для устранения возможного осевого перемещения внутреннее кольцо подшипника жестко закрепляют на валу. Обычно кольцо с одной стороны упирается в буртик вала, а с другой — закрепляется распорной втулкой. одной или двумя гайками, торцовой шайбой или пружинным кольцом. Крепление пружинным кольцом применяют только в плавающих подшипниках со свободным перемещением наружного кольца в расточке. Крепление внутренние колец распорными втулками наиболее технологично, не нарушает прочности вала и не создает дополнительной концентрации напряжений.

На листе 23, рис. 5, показано крепление внутреннего кольца роликоподшипников с короткими цилиндрическими роликами распорной втулкой со стороны выходного конца и торцовой шайбой со стороны, противоположной выходному kohцу вала. Распорная втулка с другой стороны закрепляется ступицей полумуфты или другими деталями, устанавливаемыми на конец вала.

При смазывании подшипников жидким маслом осуществляется плотная посадка втулки на вал. При плотной посадке создается надежное уплотнение от течи масла между валом и втулкой за пределами полости подшипника, а также устраняется вращение втулки на валу.

Распорные втулки выполняют стальными или чугунными.

Крепление внутреннего кольца шарикового подшипника круглой гайкой и стопорной шайбой с внутренним носком (лист 21, рис. 1) более сложно в изготовлении, чем крепление распорной втулкой. При значительных осевых нагрузках (например, при применении радиально-упорных или упорных подшипников с целью повышения их надежности в эксплуатации) вместо одной гайки устанавливают две и между ними ставят стопорную шайбу с внутренним носком (лист 21, рис. 2).

Особое внимание должно быть уделено осевому креплению двухрядных конических подшипников, так как даже при чисто радиальной нагрузке всегда действует на крепление осевая сила из-за конструктивной особенности подшипника.

На листе 21, рис. 3, показано осевое крепление двухрядного конического подшипника торцовой шайбой, закрепленной болтами, установленными в торце вала и застопоренными проволокой. Размеры болтов выбирать, учитывая возможность их размещения на торце вала.                                        ,                         1

Эксплуатация редукторов с двухрядными коническими подшипниками на "валах при длительном режиме работы и наличии резко ударных нагрузок показывает, что торцевое крепление шайбой недостаточно надежно.

На листе 21, рис. 7, показано крепление с помощью планки. На валу выполняют лыску глубиной 10... 20 мм в зависимости от диаметра вала, на которую устанавливают планку, закрепляемую двумя болтами в гайке, что устраняет самое твинчивание гайки. Высоту гайки принимают в два раза больше стандартных гаек для крепления подшш шков, так как ее поперечное сечение ослабляется резьбовыми отверстиями под болты.

На листе 21, рис. 8, показано более надежное сложное осевое крепление. В паз, выполненный на валу, устанавливают два фасонных полукольца 1, которые удерживаются от выпадания резьбовым кольцом. Резьбовое кольцо на внутренней поверхности имеет паз и штифт, установленный на валу, который фиксирует его от проворачивания. Гайка 3 усиленной конструкции плотно навинчивается на резьбовое кольцо до упора в фасонное кольцо 4, последнее упирается в торцевую поверхность нижнего кольца подшипника. Планка 5 входит в прорезь резьбового кольца и стопорит гайку от самоотвинчивания. Планка 5 закрепляется болтами 6, которые стопорятся фасонными шайбами 7. В этой конструкции осевые силы передаются через детали 1,2,3 и 4 на бурт вала

На листе 21, рис. 9, показано крепление двухрядного конического подшипника со стороны тонкой части внутреннего кольца. На лисе 9, рис. 10, осевое крепление осуществляется двумя полукольцами, установленными в кольцевой паз ва та, которые удерживаются от выпадания фасонной шайбой, закрепленной болтами. Болты перевязаны проволокой и завернуты с торца вала. Здесь осевые силы подшипника также воспринимаются буртом вала. Некоторым недостатком этого крепления является плотная подгонка полуколец на сборке.

На листе 21, рис. 11, показано осевое крепление внутренних колец двух однорядных конических роликовых подшипников с большим углом конуса роликов, которые собраны в стаканах и установлены на валу червяка глобоидного редуктора. На конце вала нарезана резьба, а с торца выполнена прорезь, в которую устанавливается планка с плотной посадкой, закрепленная двумя болтами. Такое крепление также устраняет самоотвинчивание гайки.

 

Крепление колец подшипников на валу

Смотрите также