Установка подшипников качения на валах конических редукторов

В конических передачах с прямозубыми колесами, в отличие от цилиндрических, действуют радиальные и осевые усилия. Поэтому при проектировании конических редукторов следует учитывать то, что подшипниковые опоры должны воспринимать как радиальные, так и осевые нагрузки.

В конических редукторах шестерня обычно располагается консольно. Для удобства регулирования зацепления подшипники вала-шестерни устанавливают, в стакане, который может перемещаться в осевом направлении в посадочном месте корпуса редуктора. При диаметре валов конических шестерен 30...40 мм установку подшипников можно производить, как показано на листе 16, рис. 1. При такой установке радиальные нагрузки воспринимаются радиальным роликоподшипником с короткими цилиндрическими роликами и наружным кольцом без бортов, а осевые и незначительные радиальные усилия - радиальным однорядным шарикоподшипником. На листе 16, рис. 2 показана установка на вал конической шестерни радиального роликоподшипника с короткими цилиндрическими роликами и двух радиально-упорных однорядных шарикоподшипников.

В случае установки вала конической шестерни на двух однорядных конических роликоподшипниках (лист 16, рис. 3) осевой зазор в подшипниках регулируют прокладками, помещенными между торцовой поверхностью стакана и сквозной крышкой. Подобная установка подшипников применяется для валов диаметром 60...80 мм.

Наиболее часто применяется конструкция подшипниковых узлов, показанная на листе 16, рис. 4, где радиальный роликоподшипник с короткими цилиндрическими роликами воспринимает только радиальную нагрузку. Этот подшипник имеет наружное кольцо без бортов, и ролики свободно перемещаются в осевом направлении при регулировании осевого зазора. Два однорядных конических роликоподшипника воспринимают радиальные и осевые нагрузки.

На листе 16, рис. 5, показана установка подшипников на вал конической шестерни в неразъемном корпусе редуктора без общего стакана. При такой установке радиальный сферический двухрядный роликоподшипник воспринимает радиальные нагрузки, а два однорядных конических роликоподшипника, собранные в отдельном стакане, - радиальные и осевые нагрузки. Наружный диаметр конической шестерни должен быть меньше диаметра отверстия в корпусе редуктора, что облегчает монтаж вала, заранее собранного с подшипниками.

В крупных редукторах вал конической шестерни может быть установлен на двухрядных конических роликоподшипниках (лист 16, рис. 6). В этом случае подшипник, находящийся рядом с конической шестерней, может свободно перемещаться в стакане, а подшипник, расположенный со стороны конца вала, закрепляется неподвижно. При расстояниях между опорами вала конического зубчатого колеса, не превышающих 500 мм, возможна установка однорядных конических роликоподшипников (лист 16, рис. 7). При такой установке два конических подшипника регулируют в осевом направлении прокладками, устанавливаемыми между корпусом и торцевой крышкой.

Если расстояние между опорами больше 500 мм, то один подшипник, воспринимающий радиальные и осевые нагрузки, закрепляют в осевом направлении, а второй - оставляют плавающим (лист 16, рис. 8).

 

Смотрите также